Обзор программы RoutePlanner: Статьи о Psion

Обзор программы RoutePlanner

Автор: Dmytro Cherkasov <Dmytro.Cherkasov@aerotechnica.com.ua>

Если Вам приходилось путешествовать на автомобиле, особенно по малознакомым местам, то нет смысла рассказывать о необходимости иметь хорошую карту дорог. При путешествии по Западной Европе это не менее важно. Дороги там хорошие и их много, запутаться в их хитросплетении чрезвычайно легко. Очень часто развязки неочевидные, и если пропустил нужный поворот, то можно километров 30 ехать до разворота. Остановиться спросить - тоже проблема, во-первых, не всегда возможно, во-вторых, языковой барьер.

Вариантов тут немного. Можно заранее купить один из атласов из широкого ассортимента, предлагаемого у нас. Правда, неизвестно, какого качества будет информация в нем. Кроме того, если названия населённых пунктов будут на русском, то такое приобретение можно считать выброшенными деньгами - ни одного русского названия Вы на дороге точно не встретите, да и дорожный указатель на английском языке можно встретить, пожалуй, лишь в Англии. Надо ли говорить о том, что зачастую русское название и местное могут быть совершенно не похожими. Можно купить карту на месте, как правило, в магазинчике на любой заправке. Заплатить при этом, конечно, придется намного больше. Можно воспользоваться картой, которая есть в машине, если машина берется на прокат. Но эта карта тоже не из числа самых подробных. Наконец, существуют программы планирования маршрутов для различных компьютеров, и именно этот вариант показался мне наиболее привлекательным.

RoutePlanner компании Palmtop считается одной из лучших программ для планирования маршрутов. В случае с Epoc - вероятно, единственной в своем роде, по крайней мере, упоминаний о каких либо конкурентах я не нашёл. Поэтому выбор был очевиден.

Обзор программы RoutePlanner: картинка #1 (25121 байт)

При покупке в онлайне RoutePlanner Millennium обойдется Вам примерно в 50 долларов. Эта версия будет несколько сокращенным вариантом от CD версии, количество карт в ней будет ограниченно 10-ю. Еще одно ограничение онлайн версии, наличие в ней карт только максимального разрешения, и соответственно максимального размера. Сам процесс покупки при наличии кредитной карты никаких проблем не вызывает. После проверки номера Вам дают ссылку на небольшой exe-файл, который затем и загружает необходимый архив. Размер архива около 18 Мб. Карты, входящие в архив, видимо, хранятся в сжатом виде, поскольку повторное архивирование ощутимых результатов не дает - мелочь, а приятно, компания заботится о дисковом пространстве пользователя. Сама программа занимает около 300 килобайт. Средний размер карт 1,6 Мб. Самая большая карта - Великобритания и Ирландия (3 МБ), самая маленькая - Греция (350 КБ). В комплект входят следующие карты:
· Западная Европа (уровень детализации 2)
· Бенилюкс (уровень детализации 5)
· Чехия (уровень детализации 4)
· Франция (уровень детализации 5)
· Германия (уровень детализации 5)
· Греция (уровень детализации 5)
· Италия, Швейцария и Австрия (уровень детализации 5)
· Страны Скандинавии и Дания (уровень детализации 5)
· Испания и Португалия (уровень детализации 5)
· Великобритания и Ирландия (уровень детализации 5)

Производитель заявляет о совместимости программы с Psion Revo, хотя, вероятно, пользоваться полным комплектом карт будет невозможно ввиду ограниченности памяти.
Процесс инсталляции программы не вызывает затруднений. Хочется подчеркнуть одну особенность: программа поставляется не в привычных SIS файлах. Все необходимые данные просто собраны в каталогах. На мой взгляд, это удачное решение, т.к. теоретически может возникнуть ситуация, когда будет нужно установить дополнительные карты с компьютера, на котором нет PsiWin. В этом случае выход один - пересылать файлы через терминальную программу. Причем, процедура подобного рода "ручной установки" расписана весьма детально. Но и это ещё не всё, в комплекте есть Setup.exe, который позволит в привычном стиле установить все необходимые файлы, если PsiWin на компьютере есть.
Для нормальной работы программы должна быть установлена как минимум одна карта.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #2 (9530 байт)

Переключение между картами производится только вручную. К сожалению, в силу ограниченности набора карт я не знаю, автоматически или нет, производится выбор карт разной степени детализации, например, при укрупнении масштаба. Количество деталей на карте легко регулируется при помощи 4-х шкал в нижнем правом углу. Практически на все типы регулировок и операций есть клавиатурные "шорткаты" - это удобно, особенно в дороге, когда стилусом не очень-то попользуешься.

Создание нового маршрута проблем не вызывает. Вначале необходимо загрузить нужную карту, затем выбираем пункт отправления и пункт назначения. Дополнительно есть возможность задать до 4-х промежуточных точек маршрута.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #3 (5559 байт)

Если для названия не найдено точного соответствия, то автоматически предлагается наиболее близкое по написанию.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #4 (6146 байт)

Кроме того, можно выбрать точку маршрута вручную из списка. Надо отметить, что в крупных (и даже не очень крупных) населенных пунктах всегда перечислены основные районы и возможные точки отправления (например, ж.д. станция, аэропорт и т.п.).
Обзор программы RoutePlanner: картинка #5 (11581 байт)

Дополнительно можно задать один из 7-ми вариантов расчета маршрута:
· Самый быстрый маршрут
· Кратчайший маршрут
· Маршрут с учетом предпочтений
· Самый быстрый маршрут возврата
· Кратчайший маршрут возврата
· Маршрут возврата с учетом предпочтений
· Альтернативный маршрут

Я думаю, что названия большинства маршрутов говорят сами за себя за исключением маршрута с учетом предпочтений (в оригинале "Preferred route"). В этом случае при прокладке маршрута учитываются установки пользователя относительно приоритетов дорог различного класса, соответственно этому и рассчитывается график движения.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #6 (8906 байт)

Предварительно на карте можно обозначить запретные зоны, тогда при расчёте маршрута программа будет их избегать. Запретные зоны можно задавать только прямоугольные. На карте они выделяются чуть более темным фоном, если внимательно не вглядываться, то заметить их весьма проблематично.

Маршрут может расчитываться как в милях, так и в километрах. Процесс расчета не занимает много времени и отображается графически.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #7 (7825 байт)

По окончании выдается суммарная информация о километраже и о времени путешествия. Время рассчитывается исходя из предварительно заданных параметров движения - для каждого типа дороги задается средняя скорость.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #8 (11940 байт)

Полученный маршрут отображается как графически на карте, так и в виде таблицы.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #9 (11054 байт)

Тип инструкций в таблице также можно выбрать предварительно. В установках задается, насколько подробно необходимо описывать маршрут. Полученную таблицу можно распечатать или сохранить в виде файла. Я обнаружил дополнительную программу CoDriver, которая может использовать полученный файл.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #10 (10011 байт)

Если выбирается вариант с максимально детальным описанием, то каждый мало-мальски приметный участок дороги будет сопровождаться инструкциями о дальнейшем движении. Поначалу это, конечно, интересно, но советую особенно увлекаться. При слишком подробных инструкциях трудно ориентироваться в списке.

Навигацию по маршруту можно осуществлять как по карте, так и по списку. Если в списке выбрать какой-либо пункт и нажать "Enter", то соответствующий участок карты автоматически окажется в центре экрана.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #11 (10093 байт)

Обзор программы RoutePlanner: картинка #12 (7589 байт)

Можно также переключить отображение в режим индикации местоположения курсора в таблице.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #13 (8202 байт)

Дополнительно легко задать отображение ближайшей трассы или населенного пункта к произвольной точке на карте.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #14 (8362 байт)

К сожалению, алгоритм расчета маршрутов нельзя назвать идеальным. Многие моменты не отработаны, и поэтому программа допускает откровенные ляпы. Вот, например как в данном случае:
Обзор программы RoutePlanner: картинка #15 (9451 байт)

Правильный вариант маршрута в данном случае остался справа. Посмотрите, как с этим же маршрутом справляется Microsoft MapPoint 2000:
Обзор программы RoutePlanner: картинка #16 (25343 байт)
Вместо 4-х перестроений всего 1 (скажу откровенно, это одно перестроение совсем незаметно - просто одна дорога вдруг становится другой, и всё). При движении по автобану это значит очень много, времени теряется гораздо больше, да сил тоже. Причем, как показала практика, именно второй вариант маршрута соответствует дорожным указателями.

Этот случай не единичный, очень часто программа допускала подобные оплошности. Самое плохое в этой ситуации, что исправить это установками приоритетов дорог не удается. Приходится вручную отмечать нежелательный участок как "запретную зону", это неудобно и подрывает "доверие" к программе. После составления очередного маршрута приходится садиться и проверять его правильность.

Качество карт достаточно высокое. Если брать карту с максимальной степенью детализации, то можно найти даже очень мелкие населенные пункты. Явные ошибки мне не попадались. Во многих городах обозначены основные дороги внутри населенного пункта, это позволяет при помощи программы довольно сносно ориентироваться в городе.

Информации о дорожных развязках явно не достаточно. Отдельно выделены только перекрестки дорог в двух уровнях, и то при помощи оверлеев. Никаких схем сложных дорожных развязок нет, зачастую они обозначаются как сплошная мешанина из "local unnamed roads". Конечно, толку от этого не много.

Упомянутая выше система оверлеев заслуживает отдельного внимания. В программе предусмотрена возможность добавления собственной информации. Для этого существуют так называемые оверлеи - подгружаемые файлы с необходимыми данными. Их нетрудно создать самому. На сайте производителя имеются несколько бесплатных оверлеев. Кроме того, в поставке программы есть уже готовые оверлеи для аэропортов, перекрестков в 2-х уровнях, ж.д. станций, платных дорог и пересечений границы.
Обзор программы RoutePlanner: картинка #17 (13538 байт)

В программе есть поддержка GPS приемника. Я использовал Garmin III Plus. Подключается он стандартным кабелем для данных к кабелю последовательного порта Psion-а через нуль-модемный переходник. В программе и на GPS надо установить протокол выдачи данных NMEA. После этого вы сможете видеть на экране Psion всю необходимую информацию, включая текущее местоположение, направление движения, среднюю скорость и т.д. Состав и тип отображаемой информации задается в установках. Там же можно задать и частоту обновления местоположения. В окне калибровки GPS можно также увидеть информацию о качестве сигнала со спутников. К сожалению, программа никак не определяет момент прохождения точки маршрута. Не делается также расчетов средней скорости движения и ориентировочного времени прибытия с учетом данных GPS. Часть этих задач можно решить при помощи дополнительной программы CoDriver, превращающей Psion в "настоящую автомобильную навигационную систему".

Трудно однозначно оценить эту программу, особенно при отсутствии конкурентов. Я уверен, что часть людей предпочтет простую карту всей этой современной технике. Экран Psion всё-таки не сможет тягаться с развёрнутой картой. Да, конечно, тут расчёт маршрута ведётся автоматически, и нет необходимости иметь перед глазами всю карту, но, как я уже сказал выше, алгоритм не совершенен. Лично моё мнение - программа хорошая, о потраченных деньгах я не жалею, но если Вы редко бываете за границей и тем более за рулем - смысла в покупке нет никакого. И не верьте хвалебным отзывам: все статьи, что я читал, содержали только дифирамбы, на самом деле всё не так уж гладко.

Плюсы:
· Единственная в своем роде программа
· Возможность инсталляции в "полевых" условиях без PsiWin-а
· Удобный интерфейс
· Относительно небольшой объем на диске
· Высокая детализация
· Поддержка GPS.

Минусы:
· Алгоритм расчета маршрутов работает с ошибками
· Поддержка GPS неполная
· Отсутствие подробной информации о транспортных развязках.

Дата статьи: 25 апреля 2001 г

« Назад в каталог | Обсудить в конференции »
[На главную] [Обновления] [Новости] [Клуб] [Обзоры программ] [Советы] [Обзоры железа] [SIBO] [Конференция] [Статьи] [Базы] [Ссылки] [Поиск]
Цены на монтаж систем отопления дома - сделать отопление в доме цена evtan.ru.